В рамках данного модуля участники:
- познакомятся с понятием менторинга;
- поймут различия между менторингом, наставничеством и коучингом;
- определят основные этапы процесса проведения менторинга и задачи каждого этапа;
- выявят ключевые преимущества и выгоды менторинга для огранизации, для себя в качестве ментора, и для «подопечных»;
- изучат инструменты оценки «подопечных»;
- составят план развития своих «подопечных»;
- изучат инструменты развития подопечных;
- разовьют навыки использования на практике различных инструментов развития «подопечных»;
- отработают навыки проведения установочных и развивающих сессий с «подопечными».
Участникам будут предложены прикладные инструменты, которые они смогут использовать на практике в процессе реализации проекта по развитию сотрудников Сбербанка.
корпоративный, 3-х модульный, каждый модуль, продолжительностью 3 дня / 24 академических часа, общее количество дней в программе – 9. (72 часа)
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММЫ
1-ый день
|
Тема |
Содержание |
Формы работы |
|
Введение в тренинг |
|
- Информационный блок в интерактивном режиме;
- Процедуры, закладывающие основы для групповой динамики.
|
|
Введение
в тему: «Менторинг»
|
- Актуализация темы: упражнение «Я и мои учителя»;
- Понятие менторинга;
- Менторинг, наставничество, коучинг – в чем отличие?
- Формы организационного менторинга;
- Основные этапы процесса менторинга;
- Кто такой ментор? Роли и задачи ментора;
- Навыки и инструменты ментора;
- Ключевые преимущества и выгоды менторинга:
- для организации;
- для «подопечных»;
- для менторов.
|
- Презентации участников в рамках упражнения «Я и мои учителя»;
- Краткий информационный блок от тренера;
- Интерактивная дискуссия;
- Работа в группах, направленная на определение ключевых выгод менторинга. Обще групповое обсуждение результатов.
|
|
Основные этапы процесса менторинга
и задачи каждого этапа |
- Цели и задачи менторинга в рамках проекта развития сотрудников Сбербанка;
- Основные этапы процесса менторинга и задачи каждого этапа:
- предварительная оценка «подопечного» ментором и самооценка «подопечного»;
- проведение установочной (ых) сессии (й), направленной (ых) на согласование целей и задач менторинга, составление плана действий по развитию «подопечного», определение форм и процедур взаимодействия, временных рамок реализации плана;
- проведение развивающих сессий согласно составленному плану;
- промежуточный анализ результатов и внесение корректив в план развития;
- финальный анализ результатов, завершение менторинга.
|
- Работа в группах, направленная на определение основных этапов процесса менторинга;
- Обсуждение результатов в интерактивном режиме;
- Краткий информационный блок от тренера
|
|
Предварительная оценка «подопечных»
В данном блоке будут оцениваться реальные «подопечные» участников группы |
- Факторы анализа и оценки:
- ключевые результаты работы (КПЭ);
- компетенции;
- профессиональные знания и навыки;
- опыт работы;
- мотивация;
- личные качества;
- Создание «матрицы» оценки;
- Предварительная оценка ментором «подопечного» и самооценка «подопечного» заданным критериям «матрицы» оценки;
- Определение ментором направлений и приоритетов развития «подопечных»;
- Составление ориентировочных планов развития «подопечных».
|
- Краткий информационный блок;
- Работа в группах, направленная на создание «матрицы» оценки «подопечных» с последующим обще- групповым обсуждением;
- Индивидуальная работа, направленная на предварительную оценку «подопечных» и составление ориентировочных планов развития по итогам предварительной оценки.
|
|
Проведение установочных сессий
|
- Цели и задачи установочной сессии;
- Алгоритм построения беседы при проведении установочной сессии;
- Основные темы для обсуждения и согласования:
- результаты предварительной оценки ментором «подопечного» и самооценки «подопечного»;
- ожидания ментора и «подопечного»;
- области развития и уровни зрелости «подопечного» по каждой области;
- цели, задачи и приоритеты развития «подопечного»;
- временные рамки реализации плана (количество встреч, периодичность, время каждой сессии);
- формы и процедуры взаимодействия;
- действия при необходимости внесения изменений в намеченные планы и др.
- Составление плана действий;
- Развитие навыков проведения установочных сессий.
|
- Краткие информационные блоки от тренера;
- Ролевые игры, направленные на развитие навыков проведения установочной сессии с «подопечным»;
- Видеосъемка с последующим разбором фрагментов видео записей.
|
|
Подведение итогов дня |
Краткий обзор пройденного материала. Подведение итогов
Обратная связь от участников
|
|
2-ой день
|
Тема |
Содержание |
Формы работы |
|
Проведение установочных сессий
(продолжение темы) |
- Эффективная коммуникация в процессе проведения установочных сессий;
- Инструменты установления доверительных отношений;
- Развитие навыков построения конструктивного диалога в процессе проведения установочных сессий
|
- Краткие информационные блоки;
- Разбор фрагментов видео записей ролевых игр;
- Практические упражнения, направленные на развитие навыков установления доверительных отношений, навыков эффективной коммуникации и навыков построения конструктивного диалога в процессе проведения установочной сессии с «подопечным».
|
|
Развивающие сессии. Инструменты
и навыки ментора
|
|
- Демонстрация фрагментов учебных и художественных фильмов
- Информационный блок от тренера
- Интерактивная дискуссия
- Практическое задание, направленное на определение методов развития «подопечных» в соответствии с их уровнями зрелости по каждой области развития
- Тестирование участников с целью выявления их стилей обучения и развития
|
|
Использование техник коучинга
процессе менторинга
|
- Понятие коучинга;
- Директивный и недирективный коучинг;
- Сила вопроса или сила указания?
- Преимущества коучинга;
- Применение коучинга в процессе менторинга;
- Когда нужен коучинг?
- Навыки и умения коучера;
- Техники коучинга. Алгоритмы бесед в соответствии с различными моделями коучинга:
- Модель GROW;
- Модель AID;
- Модель Т;
- Модель трех измерений;
- Разработка вопросов в соответствии с применяемой моделью коучинга.
|
- Информационный блок от тренера;
- Обсуждение статьи «Сила вопроса или сила указания?»;
- Интерактивная дискуссия;
- Практические задания, направленные на разработку вопросов в соответствии с применяемой техникой коучинга и составление «цепочек вопросов» для развития компетенций своих «подопечных».
В рамках первого модуля участники отработают навыки применения одной из техник коучинга. Остальные техники будут поэтапно отрабатываться в процессе второго и третьего модулей.
|
|
Проведение развивающих сессий
с использованием техник коучинга
|
- Развитие навыков использования техник коучинга в процессе менторинга «подопечных»;
- Анализ результатов и планирование дальнейших действий по развитию сотрудника.
|
- Ролевые игры;
- Видеосъемка и последующим разбором фрагментов видео записей;
- Обучающие практические упражнения.
|
3-ий день
|
Тема |
Содержание |
Формы работы |
|
Развитие ключевых навыков ментора.
Активное слушание |
- Техники активного слушания
- Обратная связь:
- поддерживающая
- направленная на изменения.
- Практическое применение моделей коучинга Развитие навыков использования техник коучинга на практике.
|
- Информационный блок;
- Практические упражнения направленные на развитие навыков активного слушания.
|
|
Развитие ключевых навыков ментора.
Предоставление качественной обратной связи |
- Типы обратной связи в соответствии с целями:
- поддерживающая;
- направленная на изменения;
- Типы обратной связи в соответствии с формой предоставления:
- деструктивная;
- конструктивная
- Алгоритм предоставления конструктивной обратной связи
- Модели обратной связи:
- B.O.F.F.
- SOI
- SLC
- «Бутерброд»: «+», «-»,«+»
- «Я – высказывание» и другие…
|
- Информационный блок;
- Практические упражнения направленные на развитие навыков предоставления конструктивной обратной связи;
- Практические упражнения направленные на развитие навыков использования различных техник предоставления обратной связи «подопечному» в процессе менторинга.
|
|
Проведение развивающих сессий
с использованием
инструктирования
|
Когда нужна инструкция?
- Области применения инструктирования в процессе менторинга;
- Требования к инструктажу - методика и критерии качественного инструктажа;
- Методы инструктирования сотрудников;
- Создание инструкций для «подопечных» с учетом тех зон развития, где подопечный не имеет опыта и коучинг малоэффективен;
- Алгоритм беседы при инструктировании;
- Развитие навыков инструктирования;
- Обратная связь в процессе инструктирования;
- Анализ результатов и планирование дальнейших действий по обучению сотрудника.
|
- Работа группах, направленная на создание инструкций для своих «подопечных»;
- Обще групповое обсуждение;
- Практические упражнения, направленные на развитие навыков инструктирования и получения качественной обратной связи от сотрудника в процессе менторинга;
- Видеосъемка и последующим разбором фрагментов видео записей.
|
|
Использование развивающих практических заданий и кейсов в процессе менторинга
|
- Виды развивающих практических заданий и кейсов;
- Когда необходимо использовать практические задания и кейсы? Области применения в процессе менторинга.
|
- Работа группах, направленная на создание ряда практических заданий и кейсов для развития ключевых навыков работы и компетенций «подопечных»;
- Обще групповое обсуждение.
|
|
Завершение тренинга |
- Подведение итогов тренинга Краткий обзор пройденного материала;
- Создание планов развития «подопечных» с учетом изученных инструментов
(внесение дополнений и корректив в ориентировочные планы развития «подопечных», созданных в первый день на этапе их предварительной оценки)
- Посттренинговое задание;
- Обратная связь от участников.
|
- Резюме тренера;
- Индивидуальная работа участников;
- Процедура обратной связи от участников.
|
ПОСТТРЕНИНГОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММЫ
В течение 3-х месяцев каждый участник тренинга должен будет выполнить следующие задачи:
1. Провести ориентировочные сессии с «подопечными».
2. Внести коррективы в план развития «подопечных» с учетом результатов установочных сессий.
3. Подготовить и провести две развивающие сессии с каждым из «подопечных» в соответствии с составленным планом развития. Обозначить контрольные «точки» и определить процедуры дистанционного взаимодействия с «подопечными» между сессиями.
4. Организовать и провести «промежуточные» беседы с «подопечными» с целью контроля, поддержки и корректировки действий в случае необходимости.
5. Подготовить отчеты по каждой сессии с «подопечными» и планы проведения следующих сессий с учетом результатов предыдущих.
6. Подготовить презентацию о проделанной работе с «подопечными» к следующему модулю программы обучения (январь).
План презентации:
- Краткая информация о «подопечном»;
- Цели и задачи по развитию «подопечного» в соответствии с планом;
- Поэтапное описание проделанной работы (цели сессии или промежуточного взаимодействия, что было сделано в процессе встречи или разговора, какие инструменты развития «подопечного» использовались и почему, с какими барьерами столкнулись, как преодолевали, какой получили результат, какие цели по дальнейшему развитию поставили и др. важная, на Ваш взгляд, информация);
- План действий по дальнейшему развитию «подопечного».
7. Составить список вопросов для обсуждения на втором этапе обучения по итогам проделанной работы.
8. Представление эффективных наработок, которыми Вы могли бы поделиться с коллегами.
Модуль 2. Продолжительность – 3 дня.
Подробное описание содержания 2-ого модуля программы будет составлено после проведения 1-ого модуля программы.
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ
- Первый этап 2-го модуля обучения будет посвящен обсуждению результатов о проделанной работе в соответствии с полученным на первом модуле заданием. Участники сделают презентации по итогам работы с «подопечными» после первого модуля обучения, обсудят результаты работы с коллегами и тренером, обменяются опытом и получат ответы на интересующие их вопросы.
- Поскольку на первом модуле отрабатывались навыки применения на практике ограниченного количества техник коучинга, предоставления обратной связи и инструктирования, во втором этапе первого модуля будет продолжена данная работа. Участникам будут предложены практические упражнения, направленные на дальнейшее развития навыков применения различных техник менторинга.
- На третьем этапе 2-го модуля участникам будет предложена одна из ниже представленных для более глубокого развития навыков менторинга.
- На завершающем этапе 2-го модуля участники также получат посттрениговое задание.
Модуль 3. Продолжительность – 3 дня.
Подробное описание содержания 3-его модуля программы будет составлено после проведения 1-ого и 2 – ого модулей программы. Содержание 3-его модуля тренинга будет построеноаналогично 2-му модулю. Меняться будет только наполнение блоков программы.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ 2-ОГО И 3-ЕГО МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Тема: «Эффективные коммуникации в коучинге»
- Методы диагностики психологических типов личности сотрудников;
- Стили коммуникаций в соответствии с психологическим типом личности;
- Коучинг различных психологических типов личности;
- Адаптация моделей коучинга к различным коммуникативным стилям;
- Практическое применение адаптированных моделей коучинга.
Тема: «Мотивационный коучинг»
- Различные подходы к мотивации;
- Основные направления мотивации;
- Понятие мотивационного коучинга;
- Циклы и уровни мотивации;
- Определение этапа цикла и уровня мотивации, на котором находится сотрудник;
- Действия коучера в соответствии с этапом цикла мотивации.
Тема: «Развитие личностного потенциала «подопечных»
- Составляющие успешного поведения. Ключевые характеристики личности и компетенции лидеров;
- Типы поведения людей: пассивное, агрессивное, ассертивное;
- Конструктивные и деструктивные формы поведения;
- Источники уверенности и неуверенности;
- Внутренние установки, мысли, чувства и их влияние на поведение;
- Инструменты развития личностного потенциала;
- Формирование конструктивных установок, позитивных мыслей и чувств;
- Развитие навыков проактивного поведения.
Следует отметить, что выше представленный список тем может быть изменен в соответствии с результатами работы на первом модуле обучения и в соответствии с пожеланиями Заказчиков и участников программы.